Нельзя просить у богов победы в кавалерийском сражении тем, кто не умеет ездить верхом.
Предводитель должен отличаться от подчиненных не роскошным образом жизни, а трудолюбием и умением предвидеть события.
Трудно прокормить одного бездеятельного человека, еще труднее прокормить целое семейство, но труднее всего содержать войско, проводящее время в праздности.
Тот, кто намерен добиться победы (на войне), должен стать коварным, скрытным, хитрым, лукавым, вором и грабителем.
Воины, предавшиеся грабежу, сами становятся добычей.
Если люди трусят, то чем больше их, тем более ужасному и паническому страху они поддаются.
Кир считал совершенно нелепым, если полководец, желая дать какое-нибудь распоряжение, будет приказывать так, как это делают у себя дома некоторые из господ: «Пусть кто-нибудь сходит за водой» или «Пусть кто-нибудь нарубит дров». При таких приказаниях все только смотрят друг на друга, но никто не берется выполнять распоряжение, все виновны, но никто не стыдится. Вот по этим-то причинам он и называл по имени всех, кому отдавал какое-либо приказание.
Убеждение, что ими пренебрегают, делает хороших воинов малодушными, а дурных — более наглыми.
Оружие уравнивает слабых с сильными.
Великое дело — завладеть властью, но еще более трудное — однажды захватив, сохранить ее за собой.
Счастье доставляет тем больше радости, чем больше потрудишься, прежде чем достигнешь его. Ведь труд — приправа к счастью.
Не так страшно не достичь счастья, как горько лишиться уже достигнутого.
У царя много очей и много ушей. А если кто думает, что у царя есть только одно избранное око, то он ошибается.
|